Классификация фанеры: марки и виды

Выбор фанерных листов обусловлен прочностными характеристиками, предполагаемой нагрузкой, условиями эксплуатации. Предусмотрена классификация фанеры по типу клея, породе древесины, технологии обработки поверхности, предназначению. Узнайте, какие виды бывают, как выбрать подходящий материал для производства мебели, строительства, ремонта и других задач.


Виды фанеры по типу клея (клеевого соединения)

Фанера представляет собой многослойный материал, слои которого склеены между собой. Характеристики материала в большей степени зависят от клеящего состава, чем от шпона. Маркировка содержит первые буквы названия клея:


ФСФ. При производстве фанеры используются фенолформальдегидные смолы. Материал обладает повышенной стойкостью к влаге, очень прочен, поэтому его применяют для наружных работ, в том числе для создания опалубки.

ФК. Листы шпона скреплены карбамидоформальдегидным клеем, фанера пригодна для внутренних работ, отделки помещений. Привлекательный внешний вид сочетается с умеренной влагостойкостью (нельзя использовать на объектах с повышенной влажностью).

ФБА. Слои склеены альбуминказеиновым составом. Материал безопасен с экологической точки зрения, особым спросом не пользуется ввиду низкой влагостойкости.

ФБ. Бакелитовый клей обеспечивает повышенную стойкость к неблагоприятным климатическим условиям — фанерные листы без последствий переносят резкие температурные перепады, жару, морозы, контакт с морской водой.

БС. Фанера обработана спирторастворимой бакелитовой пропиткой. Востребована в авиа- и судостроении.

БВ. Листы пропитаны бакелитовым раствором — выдерживают значительную нагрузку, прочны, но обладают низкой водостойкостью.

При выборе марки фанеры для внутренних работ отдают предпочтение ФК — это оптимальный выбор. Материал для наружной отделки выбирают с учетом расчетной нагрузки, внешних факторов, в основном ФСФ. Другие виды фанеры (бакелитовая и ФБА) редко используются в производственных целях, поэтому массово не изготавливаются производителями.


Виды фанеры по материалу

Для изготовления фанерных листов применяют шпон из лиственных и хвойных пород древесины. Фанера бывает следующих типов:


Лиственная фанера

Березовая фанера

Преимущественно березовая, так как она прочнее, чем ольховая, кленовая и другие породы. Шпон березы — основное сырье для производства влагостойкой фанеры. Фанерные листы этой категории востребованы в машино- и вагоностроении, а также везде, где к физико-механическим показателям предъявляются повышенные требования.


Хвойная фанера

Хвойная фанера

Легче лиственной — кубометр весит всего 550 кг (кубометр березовой — 700-750 кг). Основное сырье — сосна. Сосновая фанера востребована при проведении отделочных, строительных работ, возведении перегородок, ее часто применяют в качестве основы под полы. Не подвержена гниению, устойчива к грибкам, плесени (за счет высокого содержания естественной смолы). Фанерные листы из хвойных пород часто применяют при производстве мебели, оформлении интерьера (красивая текстура).


Комбинированная фанера

Комбинированная фанера

Внешние слои, как правило, выполнены из лиственных пород (береза, ольха и другие виды). Внутренние — из хвойных, преимущественно сосны, также возможна комбинация березового и соснового шпона. Продукцию применяют в мебельном производстве, материалом часто отделывают помещения, склады, спортивные залы. По прочности комбинированная фанера сопоставима с березовой, но стоит дешевле.



Лиственные фанерные листы также могут изготавливать из липового или дубового шпона. Для выпуска хвойных применяют древесину кедра, пихты.


Классификация фанеры по типу обработки

Для улучшения декоративных свойств лицевой поверхности шпон шлифуют. Различают следующие виды фанеры:


Нешлифованная (НШ). Материал для черновых работ: обшивки, перегородок, создания вспомогательных конструкций.

Ш1 или Ш2 — листы отшлифованы с одной или двух сторон, соответственно.

ФОФ или ЛФ — ламинированная фанера, лицевая поверхность покрыта меламиновой пленкой, бывает также двух видов:

гладкая с двух сторон маркировка F/F;

лицевая сторона с тиснением (сеткой) (нескользящее покрытие) F/W.

ДФ-1. Прозрачное полимерное покрытие оберегает поверхность от промокания — сквозь него просматривается естественная древесная текстура. Наружный слой приклеен карбамидомеламиноформальдегидными смолами.

ДФ-2. Листы отделаны бумагой или пленкой с рисунком, преимущественно имитирующим фактуру дорогостоящих древесных пород. Клей — аналогичный ДФ-1.

ДФ-3. Повышенная влагостойкость — обе стороны отделаны прозрачной пленкой, защита от промокания обеспечивается за счет меламинформальдегидных смол.

ДФ-4. Внешний слой оснащен бумагой (имитация ценных пород), сверху — защитная прозрачная пленка. Тип клея — меламинформальдегидные смолы.

Отдельно остановимся на ламинированной фанере. В отличие от стандартной она надежнее защищена от разрушающего влияния внешних факторов: лучше переносит воздействие химических веществ, в том числе агрессивных, обладает более высокой влагостойкостью, чем нешлифованные фанерные листы, Ш1 и Ш2. Особенности:


Основной тип фанеры для отделки поверхностей с повышенными требованиями к износостойкости — производство многоразовой опалубки (под бетон), тара для продовольственных товаров, стройматериалов, фармацевтической продукции. Применяют для изготовления рекламных конструкций. Часто используют для выполнения обшивочных работ в машино- и вагоностроении.


Ламинированная фанера не выцветает, отлично переносит резкие температурные перепады.

Повышенная стойкость к поглощению влаги — оснащена бумагосмоляной пленкой, гладкой или текстурированной (нескользящее покрытие для пола в транспорте и т.д).

Фанера с ламинационной пленкой востребована при изготовлении мебели для душевых, ванных комнат, других помещений с повышенной влажностью.

Виды фанеры по назначению

Область применения фанерных листов обширна — она востребована в самых различных сферах. Рассмотрим основные направления.


Авиационная

Авиационная фанера

Толщина листов всего 0,4 мм. Склеивание слоев выполнено смолой СФЖ-3011 (фенолформальдегидная смола) или бакелитовым лаком. Для изготовления авиационной фанеры используют сырье высшего качества, благодаря чему даже при минимальной толщине она обладает исключительной прочностью. Область применения:


производство приборов, оборудования;

изготовление музыкальных инструментов (хорошо гнется);

моделирование — легко придать нужную форму;

судо- и самолетостроение.

Авиационная фанера крайне редко встречается в свободной продаже, в основном ее выпускают на заказ.


Корабельная

Корабельная фанера

Слои фанерных листов проклеиваются специальным клеем, дополнительно обрабатывают влагостойкой пропиткой. Для изготовления корабельной фанеры используют особые древесные породы — не подвержены гниению (в отличие от березового шпона), чрезвычайно прочны. Основное сырье (керуинг, сейба) произрастает в тропиках.


Мебельная

Мебельная фанера

При производстве мебели в основном используют фанеру марок ФК или ФСФ. Она же востребована при создании основы под паркет. Влагостойкость сочетается с высокой устойчивостью к механическим повреждениям (зависит преимущественно от толщины — подбирают соответствующий материал). Мебельная фанера стоит существенно дешевле авиационной и тем более корабельной. Это доступный вариант, который часто закупают для бытовых нужд, ремонта, строительных работ.


Опалубочная и строительная

Опалубочная и строительная фанера

Для опалубки и строительства используют самую прочную фанеру — в основном ламинированную. Востребованы следующие марки: ФБ, ФК. Использование фанеры для опалубки дает возможность существенно снизить стоимость возведения фундамента. В строительной сфере применяют листы с содержанием влаги до 5–10 %. Их используют для создания межкомнатных перегородок, при обустройстве кровельной системы, в качестве межэтажных перекрытий, для отделки потолка, стен.


Транспортная

Транспортная фанера

В автомобилестроении используют ламинированную фанеру с сетчатым слоем, которые обеспечивает антискользящий эффект. Также ее применяют для производства малых судов (катеров, лодки и так далее).


24/27 мм. Отделка салонов авто, дверок. Сетчатые фанерные листы подходят в качестве напольного покрытия.

15-21 мм. Производство прицепов/полуприцепов.

9,5/12 мм. Выполнение отделочных работ на катерах, яхтах.

6,5 мм. Фанера применяется для отделки фургонов, рефрижераторов.

Транспортная фанера стоит дороже обычной, в быту применения не нашла ввиду высокой цены.

Заключение

Сегодня мы разобрались с основными марками и видами фанеры. Теперь вам будет легко подобрать материал для выполнения строительно-ремонтных работ, отделки помещений, авиамоделирования и других нужд. В первую очередь рекомендуем ориентироваться на прочностные показатели, тип фанеры (лиственная, хвойная, комбинированная), влагоустойчивость. Дополнительно рекомендуем ознакомиться с типоразмерами фанерных листов.